Карта неиспользуемых сельхозземель, потенциально пригодных для выращивания леса (опубликована в 2018 г)
По всей России насчитывается порядка 80 миллионов гектаров неиспользуемых сельхозземель, постепенно зарастающих лесом.
Возвращать абсолютное большинство таких земель в сельскохозяйственный оборот нецелесообразно. Как правило, они недостаточно плодородны для ведения эффективного сельского хозяйства — особенно в Нечерноземье, и обеспечить необходимую обработку таких земель в большинстве сельских районов практически невозможно.
Но на неиспользуемых землях сельхозназначения есть все условия для продуктивного лесного хозяйства, лесного фермерства или плантационного выращивания леса. Использование заброшенных сельхозземель для лесоразведения позволит сохранить оставшиеся естественные леса России и даст сельским территориям дополнительный ресурс для развития, а людям — работу и средства к существованию.
Описание методики и ссылки на открытые данные и результаты работы (презентация) доступны на русском и на английском языках. Анализ основан на открытых пространственных данных и на собственных материалах Greenpeace, в сотрудничестве с Global Land Analysis and Discovery Team (GLAD), University of Copenhagen и Казанским Федеральным Университетом. Методика и результаты работы были представлены на конференциях ASGIS2019 (МОСКВА) и Living Planet 2019 (МИЛАН)
Лес на заброшенной земле может вырасти сам, если ему не мешать и если почвенные и климатические условия подходят для его роста — практически везде в Нечерноземье и во многих районах черноземной зоны они подходят. Но очень часто деревья на пустующих землях прорастают не сразу, растут относительно медленно и не всегда тех пород, какие нужны людям. Чтобы лес вырос быстрее и был, с человеческой точки зрения, более ценным — ему можно помочь.
Если условия для появления нового леса неидеальны — нет поблизости взрослых деревьев (источников семян), или почва быстро зарастает дёрном и всходам деревьев трудно пробиться через густую траву, или хочется получить лес не из тех деревьев, которыми естественным образом зарастают брошенные сельхозземли — лес можно посадить. Таким образом можно на много лет и даже десятилетий ускорить рост нового леса желательного состава.
В благоприятных условиях брошенные земли либо сами зарастают деревьями весьма густо, либо молодняк на них высаживают близко друг к другу, чтобы на месте посадки быстрее сформировалась лесная среда. Растущий лес постепенно редеет в результате естественной конкуренции между деревьями, но это забирает слишком много сил, и деревья растут относительно медленно. Их рост и развитие можно значительно ускорить, постепенно разреживая растущий лес до густоты, оптимальной для каждого периода его развития, — в этом в первую очередь и состоит уход за лесом. Получаемую при таком разреживании древесину — чем лес старше, тем её получается больше — можно использовать для разнообразных хозяйственных нужд.
Деревья могут болеть или повреждаться вредителями, особенно в экстремальных для них условиях (вблизи южных границ распространения лесов, например). Больших потерь от этого можно избежать, проводя оптимальные санитарно-оздоровительные мероприятия — неотъемлемую часть интенсивного выращивания лесов.
В выросшем лесу тоже нужна система рационального лесопользования, особенно если этот лес выращен в первую очередь для местных хозяйственных нужд — это могут быть разные виды выборочных, постепенных или мелкоконтурных сплошных вырубок, сохраняющих лесную среду и обеспечивающих возобновление леса.
В первую очередь лесам на сельхозземлях угрожают пожары. Именно пожары уничтожают большую часть спонтанно выросших на брошенных землях молодых лесов, а также тех древесных насаждений, что люди выращивают на этих землях. Причиной большинства пожаров является человек — от природных явлений они возникают исключительно редко. Часть поджогов — обычное хулиганство, другая — попытки аккуратно выжечь сухую траву прежде, чем ее подожгут хулиганы. В остальных случаях молодые леса уничтожаются специально, поскольку за сам факт их существования на "сельхозке" владелец участка может быть оштрафован на сумму до 700 тысяч рублей (если владелец — юридическое лицо), а земля может быть изъята без всякой компенсации.
Эти самые штрафы за "незаконный" лес и риски изъятия земельных участков также препятствуют ведению лесного хозяйства на заброшенной "сельхозке". Статья 78 Земельного кодекса РФ не допускает существования лесов на сельхозземлях и не разрешает использовать эти земли, если они расположены в радиусе 30 километров от населённых пунктов, для чего-либо иного, кроме сельского хозяйства. Даже 123 статья Лесного кодекса про леса на землях сельхозназначения, вступающая в силу 1 июля 2019 года, не гарантирует их неприкосновенности из-за противоречия с Земельным кодексом. Таким образом действующее законодательство позволяет штрафовать и наказывать фермеров и прочих землевладельцев практически за любой кусок самовольно выросшего или выращенного леса. Это противоречие необходимо разрешить, чтобы дать людям возможность законно выращивать лес на пустующих сельхозземлях.
Остальное, как правило, не выходит за рамки стандартных рисков предпринимательской и хозяйственной деятельности в области растениеводства. Выращивание леса — долгосрочный проект, за время его реализации возможны непрогнозируемые изменения социально-экономических условий, но при этом перенос сбора лесного урожая, в отличие от большинства сельскохозяйственных культур, не настолько ощутим.